Ракетный подводный крейсер с крылатыми ракетами. Проект 945 "Барракуда", 945А "Кондор", 945Б "Марс"
1. История проекта 945
Параллельно с работами по проектированию многоцелевых
атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских
бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые
работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне
Нижегородское) ЦКБ-112 "Лазурит” в начале 60-х годов разработало
предэскизный проект под номером 673 — многоцелевую атомную подводную
лодку, в конструкции которой было заложено много передовых решений —
полуторакорпусная схема, обводы, оптимальные с точки зрения
гидродинамики (без ограждения рубки), одновальная энергетическая
установка с одним реактором и т. п. В дальнейшем работы по новым
многоцелевым АПЛ в Горьком были продолжены. Одна из таких проработок и
была в 1971 году положена в основу проекта первого Cоветского атомохода
3-го поколения.
Расширение боевых возможностей американского флота — в
первую очередь, его подводной составляющей, развивавшейся в 1960-80-х
гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного
потенциала советского ВМФ. В 1973 году в нашей стране в рамках
комплексной программы "Аргус” была разработана концепция противолодочной
обороны страны, В рамках этой концепции ЦНПО "Комета” (генеральный
конструктор А.И.Савин) началась реализация программы создания
комплексной системы освещения обстановки "Нептун” (КСОПО "Нептун”),
включающей:
- центральное звено системы — центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения
- стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ
- гидроакустические буи, выставляемые в океанах кораблями и самолетами
- космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам
- маневренные силы, включающие самолеты, надводные
корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки
нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями,
рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и
(после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин
противника.
Тактико-техническое задание на разработку большой
атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При
этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах,
обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в
частности — на Горьковском заводе "Красное Сормово”). Основным
назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр "Барракуда”) должно было стать
слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами
потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих
целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся
И.И.Кваша, а главным наблюдающим от ВМС - И.П.Богаченко.
Принципиально важным элементом новой АПЛ было
применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с
пределом текучести 70-72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной
глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения.
Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за
счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до
25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку
ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция
позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру
атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и
в настоящее время).
Однако использование титана вело к существенному росту
стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число
строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих
в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в
Комсомольске-на-Амуре).
По сравнению с АПЛ предыдущего поколения
торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое
увеличенным боезапасом, возросшей, за счет применения новых боеприпасов и
усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три
раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной
боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в
два раза).
В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома "Новатор” под
руководством главного конструктора Л.В.Люльева начались работы по
созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения
"Водопад” (калибр 533 мм) и "Ветер” (650 мм), предназначенных, в первую
очередь, для оснащения перспективных АПЛ 3-го поколения. В отличие от
своего предшественника, ПЛРК "Вьюга-53”, "Водопад” должен был
комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся
малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО "Уран”) с дальностью
реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и
максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации
значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с
комплексом "Вьюга-53”, у "Водопада” резко возрастала максимальная
глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей
стрельбы (с глубин 20-50 м - 5-50 км, со 150 м - 5-35 км), существенно
умень�?алось время предстартовой подготовки (10 с).
"Ветер”, имеющий в два раза большую, чем у "Водопада”,
максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так
и ядерной боевой частью. Комплекс "Водопад” под индексом РПК-6 поступил
на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но и
надводные корабли), а "Ветер” (РПК-7) - в 1984 году.
Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го
поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях
торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных
лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой
самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам
обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы
телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием
торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в
процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ, в зависимости от
складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды
или перенацелить ее.
Электрическая силовая установка обеспечивала движение
торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме
сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная
дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в
пределах 15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2—400 м.
По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила
американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при
сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50
узлов).
Для освещения подводной и надводной обстановки и
целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный
гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат”. Благодаря мерам по снижению
шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность
обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более
чем в два раза.
Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили
уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также
существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения
координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема
радиосигналов - в три раза.
Для отработки вопросов прочности и технологии заводом
"Красное Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а
также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана,
предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных
АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере
прошли статические и усталостные испытания.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не
только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными
кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок.
Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления
ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем
обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения
информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных
тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения,
маневренности, скрытности, надежности и живучести.
Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной
схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную
кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при
помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного
балласта.
Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет
относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и
конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция
крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения,
возникающие при обжатии лодки на глубине.
Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых
отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного
балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.
Экипаж лодки — 31 офицер и 28 мичманов, для которых
созданы относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ оборудована
всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью
43.000 л. с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один
паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по
два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса
третьего контура.
Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного
тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для
обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы
аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.
Гребной многолопастный винт обладает улучшенными
гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической
установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники
электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два
дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с
запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки
постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для
общекорабельных потребителей.
Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до
5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного
тока мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503
"Скат-КС” (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи
"Молния-М” включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну
"Параван”.
Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая
информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую
стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). В
носовой части корпуса установлено четыре 533-мм и два ТА калибром 650
мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды.
Головная лодка 945-го проекта, К-239 "Карп”, была
заложена в Сормово 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и
вступила в строй 21 сентября 1984 г. Второй однотипный корабль, К-276
"Краб”, был заложен в августе 1983 г. и спущен на воду в апреле 1984 г.
АПЛ вошла в состав ВМФ осенью 1987 г. В 1996 году К-276 (командир
капитан 1 ранга В. Соколов) было присвоено более благозвучное название —
"Кострома”.
Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ
проекта 945А (шифр "Кондор”). Ее основным отличием от кораблей
предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть
533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены
стратегические крылатые ракеты "Гранат”, предназначенные для поражения
наземных целей на дальности до 3000 км. Лодку оснастили и восемью
комплектами ПЗРК самообороны "Игла”.
Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка
получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48.000
л. с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два
подруливающих устройства (по 370 л.с.). По уровню демаскирующих
признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой
малозаметной в Cоветском флоте.
Первый усовершенствованный корабль, К-534 "Зубатка”,
был заложен в Сормове в июне 1986 г., спущен на воду в июле 1988 г. и
вступил в строй 28 декабря 1990 г. В 1995 году "Зубатку” переименовали в
"Нижний Новгород” (командир капитан 1 ранга И. Воронков). Затем
последовал К-336 "Окунь” (заложен в мае 1990 г., спущен в июне 1992 г. и
вошел в строй в 1993 году). В 1995 г. эта АПЛ была переименована в
"Псков”.
Пятая АПЛ, строившаяся по усовершенствованному проекту
945Б ("Марс”) и по своим характеристикам практически соответствующая
требованиям к лодкам 4-го поколения, была разрезана на стапеле в 1993
году.
11 февраля 1992 г. у острова Кильдин, в территориальных
водах России, К-276 (командир капитан 2 ранга И. Локоть) столкнулась а
американской АПЛ "Батон Руж” (тип "Лос-Анджелес”), пытавшейся
осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе
проведения учений. В результате столкновения "Краб” отделался
повреждениями рубки (имеющий ледовые подкрепления). Положение
американского атомохода оказалось значительно более тяжелым, он с трудом
сумел дойти до базы, после чего было принято решение не ремонтировать
лодку, а вывести ее из состава флота.
Все большие АПЛ проектов 945 и 945А в настоящее время
продолжают нести службу на Северном флоте в составе 1-й флотилии
подводных лодок (место базирования - Ара-губа) кроме Б-239 "Карп”,
которая в 1998 г. выведена из боевого состава.
2. Основные ТТХ ПЛАРК пр.945
Длина наибольшая
|
107 м
|
Ширина наибольшая
|
12,2 м
|
Осадка по КВЛ
|
8,8 м
|
Водоизмещение нормальное
|
6300 т
|
Водоизмещение полное
|
9100 т
|
Глубина погружения рабочая
|
480 м
|
Глубина погружения предельная
|
550 м
|
Скорость полная надводная
|
19 узл
|
Скорость полная подводная
|
35 узл
|
Экипаж
|
60 чел.
|
3. Источники
- В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России:
Иллюстрированный справочник" ООО "Издательство Астрель", ООО
"Издательство АСТ" 2002.
- А.Н. Гусев "Подводные лодки с крылатыми ракетами" Санкт-Петербург. 2000г.
|