Проект 949 "Гранит" (NATO - Oscar-1)
1. История проекта проекта 949 "Гранит"
23 июня 1968 г. на верфи Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг был заложен
первый американский атомный ударный авианосец нового поколения - CVN 68
"Нимитц” - родоначальник большой серии кораблей этого класса,
строительство которой продолжается и до настоящего времени. По сравнению
со своими предшественниками "Нимитц” имел более высокую боевую
живучесть и повышенную ударную мощь. В состав его авиационного крыла
были включены первые в мире истребители 4-го поколения - палубные
перехватчики Грумман F-14A "Томкэт”, способные поражать воздушные цели в
диапазоне высот от 10 до 22000 м, одновременно обстреливая ракетами
большой дальности AGM-54 "Феникс” до четырех летательных аппаратов
противника. Новые перехватчики взаимодействовали с палубными самолетами
ДРЛО Грумман Е-2С "Хоукай”, которые обладали способностью одновременно
сопровождать несколько десятков самолетов или крылатых ракет, летящих на
различных высотах (в том числе и предельно малых) на дальностях до 300
км, и наводить на них истребители-перехватчики. В результате рубеж
противовоздушной и противоракетной обороны авиационного соединения ВМС
США значительно расширился, достигнув 450-500 км.
Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Грумман
S-3A "Викинг” с автоматизированными поисково-прицельными системами на
борту, а также широкое развертывание на кораблях охранения практически
всех классов (вплоть до фрегатов) противолодочных вертолетов, а также
управляемых ракетных комплексов ASROC и новых гидроакустических
комплексов, обладающих расширенными поисковыми возможностями,
существенно увеличило и противолодочный потенциал авианосных ударных
соединений.
В результате совершенствования морских вооружений потенциального
противника "противоавианосные” возможности Советских ПЛАРК проекта 675
(даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для
гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание
нового, значительно более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с
подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под
воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного
поражения целей.
Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести
залповую стрельбу из подводного положения 20-24 ракетами (по расчетам,
именно такая концентрация средств поражения позволяла "пробить” ПРО
перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый
ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и
глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления
противолодочной обороны противника и отрыв от преследования.
Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го
поколения начались на "Граните” в 1967 году, а в 1969 году ВМФ было
выдано официальное тактико-техническое задание на создание "тяжелого
подводного ракетного крейсера”, оснащенного ракетным комплексом
оперативного назначения.
Проект, получивший индекс "949” и шифр "Гранит”, разрабатывался в
ЛМПБ "Рубин” под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева.
После его смерти в 1977 году главным конструктором был назначен И.Л.
Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ - В.Н.Иванов. При разработке
нового ракетоносца предполагалось широко использовать научно-технический
задел и отдельные конструкторские решения, полученные при со здании
самой скоростной в мире подводной лодки проекта 661
Ракетный комплекс "Гранит”, создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО
Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям:
максимальная дальность - не менее 500 км, максимальная скорость - не
менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения
"Гранит” отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по
старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и
надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным
расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления.
Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими
погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все
операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет
автоматизировались. В результате "Гранит” приобретал реальную
возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.
Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса
большой дальности в значительной степени определялась возможностями
средств разведки и целеуказания. Система "Успех”, основу которой
составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой
устойчивостью.
В начале 60-х годов перед отраслевой наукой и промышленностью
была поставлена задача создания первой в мире космической всепогодной
системы наблюдения за надводными целями на всей акватории мирового
океана и выдачи целеуказания с передачей данных непосредственно на
носители оружия или наземные (корабельные) командные пункты. Первое
правительственное постановление о развертывании опытно-конструкторских
работ по созданию системы морской космической разведки и целеуказания
(МКРЦ) вышло в марте 1961 г. К этой широкомасштабной работе были
привлечены крупнейшие научные центры и конструкторские коллективы
страны, в частности, Физико-энергетический институт и Институт атомной
энергии им. И.В.Курчатова. Теоретические основы построения системы,
параметры орбит и взаимное расположение космических аппаратов были
выработаны при непосредственном участии академика М.В.Келдыша.
Головной организацией, отвечающей за создание МКРЦ, было
первоначально определено ОКБ-52 (позже - НПО "Машиностроение”),
возглавляемое генеральным конструктором В.Н.Челомеем. За разработку
уникальной (до сих пор не имеющей мировых аналогов) ядерной бортовой
энергетической установки для ИСЗ, входящих в состав системы, отвечал
коллектив ОКБ-670 (НПО "Красная Звезда”) Минсредмаша.
Однако НПО "Машиностроение” не обладало необходимыми
производственными мощностями, обеспечивающими выпуск серии космических
аппаратов для ВМФ. В результате в мае 1969 г. к программе было решено
подключить ленинградские КБ и завод "Арсенал” им. М.В. Фрунзе, ставшие
головными в реализации программы "морских” спутников.
Система МКРЦ "Легенда” включала два типа космических аппаратов:
спутник с бортовой радиолокационной станцией и ядерной энергетической
установкой, а также спутник с космической станцией радиотехнической
разведки, оснащенный солнечной энергетической установкой.
Уже в начале 1970 года завод "Арсенал” приступил к производству
опытных образцов космических аппаратов. Летно-конструкторские испытания
КА радиолокационной разведки начались в 1973 году, а спутника
радиотехнической разведки - годом позже. КА радиолокационной разведки
был принят на вооружение в 1975 году, а комплекс в полном составе (с КА
радиотехнической разведки) в 1978 году.
В 1979-1989 гг. был выполнен ряд этапов модернизации космических
аппаратов морской разведки, обеспечивших существенное повышение всех
параметров космических комплексов (улучшение характеристик обнаружения и
распознавания, увеличение полосы одновременного обзора и т. п.). Ресурс
полетного функционирования КА был повышен в 5-10 раз, что, в свою
очередь, позволило существенно уменьшить годовой наряд космических
аппаратов до уровня, сбалансированного с производственными возможностями
предприятий-изготовителей.
Высокая эффективность системы МКРЦ была подтверждена на практике
в 1982 году, во время англо-аргентинского конфликта вокруг Мальвинских
(Фолклендских) островов. Система позволила полностью отслеживать и
прогнозировать тактическую обстановку. В частности, при ее помощи
Главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован момент высадки на острова
английского десанта.
Космический комплекс радиотехнической разведки обеспечивает
обнаружение и пеленгацию объектов, излучающих электромагнитные сигналы.
Космический аппарат имеет высокоточную трехосную систему ориентации и
стабилизации в пространстве. В качестве источника питания используется
солнечная энергоустановка в сочетании с буферными химическими батареями.
Многофункциональная жидкостная ракетная установка обеспечивает
стабилизацию космического аппарата, коррекцию высоты его орбиты, выдачу
доразгонного импульса при выведении КА на орбиту.
Для вывода КА используется ракета-носитель "Циклон-2” (созданная
в Днепропетровском КБ "Южное” под руководством М.К.Янгеля). Масса
космического аппарата - 3300 кг, высота рабочей орбиты - 420 км,
наклонение орбиты - 65°.
Космический комплекс 17К114 предназначен для ведения морской
космической разведки и целеуказания. В его состав входит КА 17Ф16,
оснащенный радиолокатором двухстороннего бокового обзора, обеспечивающим
всепогодное и всесуточное обнаружение надводных целей. В качестве
бортового источника питания использована ядерная энергетическая
установка, которая после завершения аппаратом активного функционирования
отделяется и переводится на более высокую орбиту "активного
высвечивания”.
Многофункциональная жидкостная ракетная установка служит для
стабилизации КА, коррекции высоты его орбиты, а также выдачи
доразгонного импульса при выведении космического аппарата на орбиту.
Масса спутника радиолокационной разведки - 4300 кг, высота
рабочей орбиты - 280 км, наклонение орбиты - 65°. Для вывода КА 17Ф16
также используется ракета-носитель "Циклон-2”.
Кроме космической составляющей, в состав МКРЦ вошли корабельные
пункты приема информации непосредственно с космических аппаратов,
обеспечивающие ее обработку и выдачу целеуказания на использование
ракетного оружия (разработчик - киевское НПО "Квант”, главный
конструктор Т.Е.Стефанович).
В ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса
"Гранит”, завершившиеся в августе 1983 г. Однако еще до их окончания, в
апреле 1980 г., в состав Северного флота вошел головной подводный
крейсер К-525 (первый командир капитан 1 ранга А.Паук, впоследствии
контр-адмирал; проводил швартовые и ходовые испытания и выводил с завода
капитан 1 ранга А.Илюшкин). В общей сложности предполагалось построить
20 ПЛАРК данного типа.
2. Основные ТТХ ПЛАРК проекта 949
Длина наибольшая
|
143 м
|
Ширина наибольшая
|
18,2 м
|
Осадка по КВЛ
|
9 м
|
Водоизмещение нормальное
|
13400 т
|
Водоизмещение полное
|
20540 т
|
Глубина погружения рабочая
|
400 м
|
Глубина погружения предельная
|
450 м
|
Номинальная мощность ЭУ
|
98000 л.с.
|
Скорость полная надводная
|
15 узл
|
Скорость полная подводная
|
31 узл
|
Автономность
|
110 сут.
|
Экипаж
|
115 чел.
|
Вооружение
|
2 650-мм и 4 533-мм ТА (всего 28 торпед); 12 спаренных ПУ ПКР комплекса П-700 "Гранит" (24 ракеты ЗМ-45)
|
3. Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию ПЛАРК проекта 949
Наименование
|
Заводской номер
|
Дата
|
Примечание
|
закладки
|
спуска
|
ввода в строй
|
Северное ма�?иностроительное предприятие №402 (Северодвинск)
|
К-525 "Архангельск"
|
605
|
1978
|
05.1980
|
30.12.80
|
|
К-206 "Мурманск"
|
606
|
?
|
?
|
20.12.83
|
|
Оба корабля вошли в состав Северного флота.
4. Схема проекта
5. Источники
- В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России:
Иллюстрированный справочник" ООО "Издательство Астрель", ООО
"Издательство АСТ" 2003.
- Справочная информация из С.С. Бережной "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России" МИА №7 2001.
|