Рассматривая развитие БР для ПЛАРБ СССР и США, необходимо
отметить, что в качестве топлива в указанных странах существовала
ориентация на разные его типы. В США – на твердое, в СССР развивали
преимущественно жидкостное. Каждое из этих направлений имеет свои минусы
и плюсы. В СССР жидкое топливо позволило первыми создать морские МБР с
РГЧ �?Н превосходящие по дальности стрельбы зарубежные аналоги при
практически одинаковых массах, габаритах, безопасности и боевой
нагрузке. "Отец” всех морских БР СССР Генеральный конструктор В.П.Макеев
был сторонником именно этого вида топлива и под его руководством были
достигнуты значительные научные и технологические высоты, которые
оказались не достижимыми конкурентами из США.
В свое время В.П.Макеев исследовал возможности по созданию
морских БР на твердом топливе, однако эти исследования не показали
преимущества этого топлива по сравнению с жидким. В то же время они
показали, что достижение преимущества над БР с жидким топливом требовало
практически нереальных технологических разработок. Однако поверхностное
знание сути дела руководством СССР привело к созданию отечественной БР
на твердом топливе. Следующей и пока последней МБР на твердом топливе
стала РСМ-52. Трехступенчатая твердотопливная МБР с дальностью полета
8300 км и с 10-ю головками индивидуального наведения ("Трайдент I" –
7400 км, а "Трайдент II" - 8000 км).
ПЛАРБ пр.941 (шифр "Акула") является единственным носителем 20
МБР РСМ-52. Головная ПЛ ТК-208 была заложена на СМП в марте 1977 года,
спущена на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в ноябре 1981
года. Всего было заложено 7 ПЛ пр.941 , но из-за договора ОСВ-1
строительство их было ограничено 6 кораблями.
ТК-210 был разобран на стапеле. По своей конструкции это
многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого
противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых
корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу,
симметричны относительно диаметральной плоскости корабля (наибольший –
10 метров). Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в
два ряда 20 шахт для МБР. В носовой части, между корпусами, сверху,
находится торпедный отсек. Позади шахт, над главными корпусами в
диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен
прочный модуль, состоящий из двух отсеков – ГКП и отсек
радиотехнического вооружения. Всего на ПЛ 19 отсеков.
Такое "катамаранное" оригинальное конструктивное ре�?ение
продиктовано, в основном, невозможностью вписать в прочный корпус
ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы.
Достаточно сказать что стартовый вес их составил 90 тон. Что в конечном
итоге привело к громадному водоизмещению превосходящему все разумные
пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение "Акулы” –
около 50.000 т превосходит таковое у авианосца "Адмирал Горшков". Это
цена до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР
от жидкого топлива к твердому.
Вооружение корабля помимо 20 пусковых установок баллистических
ракет РСМ-52 (комплекса Д-19) составляют: 8 зенитных ракет самообороны
"Игла-1”. 6 - 533 мм ТА (22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М и
ракето-торпеды "Водопад”). Навигационный комплекс Тобол-941, БИУС
"Омнимбус”, ГАК "Скат”. Радиолокационный комплекс МРКП-58 "Буран”, ГАС
миноискания МГ-519 "Арфа”, эхоледомер МГ-518 "Север”, телевизионный
комплекс МТК-100. Система спутниковой навигации "Симфония”, комплекс
космической связи "Цунами”, комплекс радиосвязи "Молния-Л 1”. 19
отсеков; два автономных прочных корпуса диаметром 7,2 м, ВСК, АЭУ
блочная. Корабль несёт постоянное боевое дежурство.